Страница контакты

РК, Алматы, пр. Абылай хана, 79, офис 306
+7 727 2793305
+7 727 2668693
РК, Астана, ул. Алматы, 1, БЦ "Асыл тау", 3 этаж, офис 304
+7 707 483 7268

КОНЦЕПЦИЯ развития проектного менеджмента в Республике Казахстан на 2010 – 2020 годы

21.11.2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 2

1. История вопроса. 2

2. Текущая ситуация. 3

3. Из опыта применения проектного менеджмента в развитых странах. 4

4. Обоснование необходимости применения проектного менеджмента в РК.. 5

5. Базовые предпосылки для развития проектного менеджмента в РК.. 5

6. Основные барьеры на пути развития проектного менеджмента. 7

7. Цели и задачи концепции. 8

8. Основные принципы  и правовые основы развития проектного менеджмента в Казахстане  9

9. Основные направления и инструменты реализации Концепции развития проектного менеджмента  9

10. Сроки и этапы реализации Концепции. 10

Заключение. 11

  

Введение

 

Данная концепция разработана Инновационным комитетом Народно-демократической партии «Нур Отан» и является программным документом, инициирующим развитие проектного менеджмента в Республике Казахстан на период до 2020 года, как инструмента для практического применения в инновационной деятельности государственных структур, бизнеса, общества, а также прорывного государственного и общественного развития.

В концепции развития проектного менеджмента в Республике Казахстан на 2010 – 2020 годы (далее – Концепция) представлены:

- оценка текущей ситуации в части применения знаний, навыков, инструментов и методов Управления проектами в Республике Казахстан;

- обоснование необходимости применения проектного менеджмента во всех сферах  жизнедеятельности  Казахстана;

- базовые предпосылки для развития проектного менеджмента в РК;

- анализ основных факторов, обеспечивающих реализацию «Стратегического плана 2020 - казахстанский путь к лидерству».

Концепция определяет:

- направления деятельности органов государственного управления, институтов гражданского общества и бизнес-структур по стандартизации Управления проектами, развитию и повсеместному применению проектного менеджмента в региональных, межотраслевых и государственных программах и проектах.

- этапы развития проектного менеджмента Республике Казахстан.

 

1. История вопроса

В течение четырех последних десятилетий Управление Проектами сформировалось как новая управленческая культура, которая является важнейшим связующим звеном в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве стран разных континентов с разной историей развития, традициями, экономикой и культурой. Управление Проектами (проектный менеджмент) к настоящему времени во всем мире стало признанным видом и востребованным  направлением профессиональной деятельности в рыночной экономике.

Идея освоения управленческого подхода в Казахстане получила поддержку Президента Н.А. Назарбаева еще в мае 1993 г. на Первом съезде инженеров Казахстана. Обращаясь к представителям инженерного корпуса республики, он подчеркнул: «Хотелось бы обратить ваше внимание на одну важную сторону современного инженерного образования и деятельности. Я имею в виду тот аспект организации инженерного труда, который получил название «управление проектами» или «проектный менеджмент». Его особенность и преимущество в том, что он ориентирует на непрерывное отслеживание и инженерное сопровождение всего инвестиционного цикла от поиска идеи до получения прибыли»[1].

Велика роль проектного менеджмента в формировании национальных инновационных систем (НИС). Мировая практика показывает, что созданию национальных инновационных систем ведущих экономик мира всегда предшествовало принятие национальных стандартов Управления Проектами. И это обосновано, поскольку процесс формирования НИС представляет собой реализацию большого набора уникальных проектов. Поэтому, отсутствие в Казахстане официально принятых стандартов Управления Проектами, может поставить под сомнение создание эффективной национальной инновационной системы. Более того, попытки реализации инноваций без применения стандартов Управления Проектами приводят к чрезмерному увлечению коммерциализацией технологий. Вследствие этого, результаты проектов, как правило, не достигаются ни по срокам, ни по содержанию, ни по стоимости.

Сегодня в ходе реализации Стратегического плана 2020 - казахстанский путь к лидерству, Государственной программы Форсированного индустриально-инновационного развития РК и Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» практически все отраслевые министерства и ведомства разрабатывают собственные программные документы.

Одним из ключевых документов, связанных с созданием НИС в Казахстане, является проект документа «Программа развития науки, инноваций и содействия технологической модернизации на 2010 – 2014 годы». В этом документе предусматривается создание Национальной системы технологического прогнозирования, ряда отраслевых инвестиционных фондов, центров инжиниринговых компетенций, аналитического центра, конструкторских бюро и комплекс других мероприятий. Все они относятся к сфере проектной деятельности, поскольку представляют собой «временные предприятия, предназначенные для создания уникальных продуктов, услуг или результатов[2]». Следовательно, их реализация должна осуществляться в соответствии с методологией Управления проектами. В названной программе нет указания на то, какие стандарты Управления проектами будут использоваться при ее реализации. Аналогичная ситуация прослеживается и в других отраслевых программах.

 

2.  Текущая ситуация

Масштабы и роль Управления Проектами в современном мире можно охарактеризовать следующими цифрами. По оценкам мировых экспертов сегодня свыше 25 млн. специалистов и практиков во всем мире вовлечено в проектно-ориентированную деятельность по осуществлению преобразований в различных сферах, созданию новых продуктов и услуг. По оценкам мировых экспертов на проекты и программы ежегодно к концу 2020 года будет расходоваться около 30% мирового бюджета или $ 45 трлн. В 2008 году в форме проектов было создано продуктов на сумму $ 6 трлн., что составляет около 20 % от мирового объема ВВП.

Профессиональное мировое сообщество объединяет около 500 тысяч специалистов по Управлению проектами, работающих практически во всех сферах проектной деятельности и принадлежащих глобальной сети национальных и профессиональных международных и национальных организаций 185 стран. Из них 317 тыс. человек являются членами Института проектного менеджмента (PMI), около 95 тыс.человек в Международную ассоциацию управления проектами (IPMA), 88 тыс.человек – члены остальных профессиональных организаций. Количество сертифицированных профессионалов в области управления проектами составляет 475 тыс. человек, в том числе 381 тысяч чел. - PMP по программе PMI, 70 тыс.чел. – по четырехуровневой сертификационной программе IPMA и около 24 тыс.чел – по программам Японской и Австралийской ассоциаций.

Участниками процесса внедрения проектного менеджмента в Казахстане являются: ряд министерств и ведомств республики, институты инновационного развития, Союз проектных менеджеров Республики Казахстан, Казахстанская ассоциация управления проектами, Международная академия информатизации (г.Алматы), ряд вузов, консалтинговых компаний и учреждений.

С 2008 года внедрен государственный заказ на подготовку специалистов в области Управления проектами. В 2009 году утвержден Государственный Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования, который предусматривает специальность магистратуры и докторантуры по Управлению проектами. Утверждены Государственные общеобязательные стандарты образования Республики Казахстан на Магистратуру по специальности – «6M051800 Управление проектами» и Докторантуру по специальности – «6D051800 Управление проектами». 

Подготовка специалистов по Управлению проектами осуществляется и по линии Программы «Болашак». Однако, в связи с тем, что обучение ведется в разных странах мира, выпускники этой Программы, как правило, используют в своей практической деятельности, существенно отличающиеся стандарты проектного менеджмента, что затрудняет реализацию проектов и, главное, - мешает эффективным коммуникациям внутри проектных команд.

По инициативе профессиональных ассоциаций в Казахстане осуществляется комплекс мероприятий по продвижению знаний и опыта в области Управления проектами. Проведены три международных симпозиума, ряд форумов и конференций по вопросам продвижения проектного менеджмента. В целях повышения квалификации специалистов компаний, учреждений и организаций проводятся профессиональные бизнес-тренинги с привлечением зарубежных и отечественных специалистов. Обучающие и консалтинговые организации накопили достаточный опыт проведения тренингов, мастер-классов и семинаров, в которых приняли участие более 10 тысяч руководителей и специалистов органов государственного управления, национальных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса Республики Казахстан.

В стране получили широкое распространение стандарты качества ISO, регламентирующие производственную (операционную) деятельность. В тоже время, стандарты Управления проектами, ориентированные на получение новых результатов, продуктов и услуг, в Казахстане не получили должного развития. Поэтому, термин «проект», используемый практически во всех государственных и политических документах, понимается и трактуется по-разному специалистами министерств и ведомств, что приводит к проблемам в реализации межотраслевых программ.

Проектный подход и внедрение национальных стандартов позволит синхронизировать деятельность структур государственного управления в ходе создания национальной инновационной системы (НИС). Одновременно, внедрениее стандартов обеспечит профессиональную коммуникацию госорганов со структурами гражданского общества и бизнеса в процессе Управления  проектами и программами.

 

3. Из опыта применения проектного менеджмента в развитых странах

За рубежом управление проектами уже сформировалось как важная отрасль профессиональной деятельности, являющаяся методологической основой, технологией реализации инвестиционных проектов и программ, став неотъемлемой частью ведения бизнеса и осуществления государственной деятельности. Сегодня профессия «руководитель проекта» официально признана и входит в государственные реестры многих стран мира. Практически во всех развитых странах, осуществляющих масштабную инновационную деятельность, ведется подготовка специалистов в области Управления Проектами. Применение стандартов позволяет успешно инициировать, выполнять и завершать межотраслевые, институциональные, инфраструктурные проекты. Наличие стандартов Управления проектами, их знание и повсеместное применение в проектной деятельности дает возможность огромному кругу специалистов в области управления проектами продуктивно и на высоком профессиональном уровне общаться между собой, ведет к эффективному использованию денежных средств налогоплательщиков и инвесторов.

Методология и средства УП широко используются во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в государственном управлении. В последние годы правительства таких стран как США, Великобритания, Германия, Австрия Япония, Франция, Австралия, Бразилия, Мексика и др. предъявляют специальные требования к знаниям в области проектного менеджмента. Так, например, практически каждый служащий правительства США должен уметь пользоваться программными средствами УП в составе обязательного набора офисных программ. В Министерстве обороны США к управлению проектами допускаются только сотрудники, прошедшие специальную подготовку и получившие сертификат профессионала по управлению проектами (PMP PMI). Министерство энергетики, Офис менеджмента и бюджета (OMB) ввели обязательную сертификацию по проектному менеджменту для своих сотрудников. Аэрокосмическое агентство США (NASA) является всемирно признанным лидером в области исследования, разработки инструментов и использования проектного менеджмента. Администрации штатов имеют свои собственные методологии управления проектами. Мэрия Нью-Йорка затратила существенные средства для разработки собственного стандарта проектного менеджмента. Средства УП активно применяются не только для управления федеральными проектами и программами, но и для осуществления управленческих функций внутри правительственного аппарата.

В Японии методология Управления проектами и программами (P2M) была использована при разработке государственной стратегии социально-экономического развития страны. По данным Японской Ассоциации Управления Проектами (JPMF), все инвестиционно-строительные проекты оцениваются и реализуются с помощью технологий управления проектами.

По данным международных экспертов использование современной методологии и инструментария УП позволяет сэкономить порядка 20-30 процентов времени и около 15-20 процентов средств, затрачиваемых на осуществление проектов и программ.

 

4. Обоснование необходимости применения проектного менеджмента в РК

Планомерные действия Правительства Республики Казахстан по оздоровлению экономической ситуации в стране, растущий кредитный рейтинг и активная интеграция Казахстана в мировую экономику достигается путем реализации государственных и международных программ и проектов. Применение новейших управленческих технологий должно содействовать дальнейшему развитию государства, бизнеса и общества. По оценкам ведущих международных экспертов широкое применение современных технологий управления проектами и программами позволит в целом повысить эффективность экономики страны как минимум на 15-20%.

Широкомасштабное применение проектного управления позволит в относительно короткое время (2-3 года) значительно ускорить решение ряда задач, определенных Правительством Республики Казахстан как приоритетные.

К настоящему моменту в Казахстане сделаны лишь первые шаги в применении практик управления проектами. Для республики особенно  актуально применение профессионального управления проектами при формировании НИС, реализации социальных проектов, создании высокотехнологичных производств в недропользовании, строительстве, сфере информационно-коммуникационных технологий.

Однако, в настоящее время в Казахстане более 60% государственных проектов и программ, реализуются с нарушение сроков и отклонениями по результатам.

 

5. Базовые предпосылки для развития проектного менеджмента в РК

Продвижение современных  технологий управления проектами в Казахстане требует наличия предпосылок, аналогичных тем, которые необходимы для создания национальной инновационной системы, трансформирующей знания в экономический рост. Главным базисом этого процесса в Казахстане, безусловно, являются макроэкономические предпосылки, включающие изменение структуры собственности и отраслевой структуры производства, а также продолжающиеся изменения геополитической ситуации, вовлекающие экономику Казахстана в новые мирохозяйственные связи. Устойчивые макроэкономические параметры развития и высокая активность интеграционных процессов в экономике республике на фоне поставленной Президентом РК задачи формирования НИС, бесспорно, создают позитивные возможности для мощного импульса в развитии проектного менеджмента в стране[3].

В ближайшие годы Казахстану предстоит активно развивать производства, ориентированные на экспорт конечных продуктов, создавать совместные предприятия в области машиностроения, металлургии, химии и агропромышленной сферы. В Казахстане создаются специализированные структуры для поддержки частного бизнеса и продвижения его товаров и услуг на мировые рынки. Таким образом, макроэкономические предпосылки для развития управления проектами в Казахстане сложились, а их актуальность диктуется стоящими перед государством задачами.

Вторая группа предпосылок – наличие социальной среды, потенциально способной воспринимать новые подходы в управлении проектами как ключевой инструмент развития. Из этой среды можно формировать не только корпус преподавателей, но и проводников новых знаний и опыта во все сферы жизнедеятельности. Существование этой среды обусловлено относительно высоким уровнем образования казахстанцев, наличием квалифицированного профессорско-преподавательского состава вузов и ученых. Существенно дополняют эту среду представители неправительственных объединений, общее количество которых уже превышает 15000. Таким образом, в Казахстане сформирован необходимый интеллектуальный потенциал для внедрения современных управленческих технологий.

Анализ динамики процесса внедрения проектного менеджмента в США, Западной Европе и Японии показывает, что он происходил на фоне развитых информационно-коммуникационных технологий, с широким применением Интернет-ресурсов. В этой связи третьей группой предпосылок для продвижения современного проектного менеджмента в стране является наличие развитых информационно-коммуникационных технологий.

В Казахстане динамично идет процесс развития в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако, совершенно недостаточны интернет-ресурсы, консолидирующие деятельность различных участников процесса развития проектного менеджмента. В этих условиях большую роль должна сыграть государственная программа «Электронное правительство». Которая потенциально призвана обеспечивать взаимодействие органов государственного управления с бизнесов и институтами гражданского общества.

Масштабное развитие современных методологий управления проектами в стране не может происходить, если этот процесс не имеет  поддержки и понимания в высших эшелонах государственного управления. В этой связи уровень компетенции государственных служащих является четвертой группой предпосылок. Представители высшего эшелона государственного управления в Казахстане, как правило, владеют практиками управления проектами и применяют их в  реальных проектах. Вместе с тем, отсутствие национальных стандартов в этой области приводит к сложностям в ходе реализации межотраслевых программ.

Таким образом, подводя итог анализа наличия исходных предпосылок для масштабного развития проектного менеджмента в Казахстане, можно утверждать, что такие предпосылки в стране имеются. Однако, требуется их осмысление в рамках задач дальнейшего развития проектного менеджмента, уровень которого явно отстает от заданных темпов индустриализации страны.

 

6. Основные барьеры на пути развития проектного менеджмента

Для анализа существующих барьеров на пути  развития проектного менеджмента как институционального проекта целесообразно выделить четыре аспекта: финансовый, клиентский, «внутренние бизнес-процессы», «непрерывное обучение и развитие персонала».

Ключевая проблема финансового аспекта заключается в отсутствии в Казахстане:

- системы мониторинга реализации государственных программ и проектов, основанной на стандартах Управления проектами;

- системы бюджетного финансирования процесса развития проектного менеджмента.

Международная практика показывает, что только использование методологий интегрированного контроля проектов, по аналогии со стандартом ANSI EVMS 749 позволит обеспечить прозрачность реализации проектов в интересах государства, существенно сократить издержки, и ликвидировать коррупционную составляющую  проектов.

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» глава государства отметил: «Каждый индустриальный проект в каждом регионе должен быть взят под особый контроль не только местной власти, но и общественности».

Клиентский аспект. На 16 миллионов населения в Казахстане одновременно используются несколько международных и зарубежных стандартов, регулирующих область Управление Проектами. Тогда как в Китае на 1,3 миллиарда человек действует один стандарт C-PMBOK. Япония, США, Австралия, Великобритания, Швейцария также имеют свои национальные стандарты.

В Послании Президента Народу Казахстана (2010 г.) поставлена задача реализации 162 крупных проектов с общим объемом инвестиций 6,5 триллионов тенге, что превышает две пятых ВВП страны. Для решения этой задачи бесспорно требуется подготовка большого количества высоко-профессиональных проектных менеджеров.

Сегодня рост интереса к профессии проектного менеджера в стране сдерживается из-за отсутствия в государственном реестре Министерства труда и социальной защиты профессий, связанных с руководством и реализацией проектов и программ, тогда как, именно профессиональное руководство проектами и программами является ключевым фактором в реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) и Дорожная карта бизнеса 2030. При этом именно, проектные менеджеры, могут обеспечить реальное соблюдение интересов клиента, предоставление им максимальной ценности.

Внутренние бизнес-процессы. Главным сдерживающим фактором развития проектного менеджмента и повышения технологической зрелости организаций и компаний является отсутствие национальных стандартов по Управлению проектами. Приступив к реализации проектов в рамках Государственной программы ФИИР и Дорожной карты бизнеса 2030, Казахстан не закрепил на государственном уровне нормативными документами понятия «проект», «управление проектами и программами». В условиях отсутствия национального стандарта не определено, какой из  действующих в мировой практике стандартов управления проектами рекомендуется использовать всем участникам реализации Стратегии - 2020. В программе ФИИР запланировано только совершенствование технико-технологических стандартов, относящихся к регулированию операционной (производственной) деятельности.

В то же, время стандартизация методик проектного управления, позволит значительно сократить расходы на подготовку специалистов и последующую реализацию проектов.

Аспект «непрерывное обучение и развитие персонала». В рамках реализации Государственной программы ФИИР и Дорожной карты бизнеса 2020 нарастает дефицит высокопрофессиональных руководителей проектов. В настоящее время государство вынуждено доверять огромные ресурсы отечественным специалистам, не сертифицированным в области Управления проектами, или иностранным специалистам, использующим в своей работе стандарты, изложенные на английском языке. Это существенно затрудняет единое толкование английских терминов на государственном и русском языках.

В государственной программе ФИИР  предусмотрены   мероприятия  по подготовке и повышению квалификации кадров по 186 специальностям для реализации проектов, включенных в региональные карты индустриализации. Государственный заказ на подготовку кадров и создание постоянных рабочих мест намечено размещать среди специализированных сервисных организаций, государственных и частных образовательных структур. Однако, подготовка по специальности «Управление проектами», которая была введена в Государственный классификатор специальностей высшего и послевузовского образования в 2008 году ведется лишь в двух вузах с общим количество выделенных государственных образовательных грантов не более 20.

Мировой опыт показывает, что практически во всех крупнейших  вузах мира ведется подготовка проектных менеджеров. В результате, с привлечением крупных внешних инвестиций в нашу страну, может резко увеличиться поток западных топ-менеджеров со своими индивидуальными методиками Управления проектами, что не будет содействовать повышению конкурентоспособности казахстанского проектного менеджмента.

Важно, также и то, что методы, используемые западными компаниями, зачастую имеют закрытый характер, и не ставят своей целью максимальную эффективность для казахстанских партнеров.

Требуются энергичные действия по организации масштабной подготовки проектных менеджеров в стране, как через ведущие вузы, так и специально создаваемые центры повышения квалификации работающих проектных менеджеров.

Министерству образования и науки РК необходимо взять под контроль процесс аккредитации международными центрами проектного менеджмента казахстанских учебных программ, связанных с подготовкой специалистов в области управления проектами.

 

7. Цели и задачи концепции

Целью настоящей Концепции является активизация нормативно-законодательной, социально-экономической и организационно-методической деятельности по развитию проектного менеджмента во всех сферах жизнедеятельности государства и общества как важного инструмента реализации Стратегического плана 2020 и повышения конкурентоспособности страны.

Для достижения поставленной цели предлагается сконцентрировать усилия на решении следующих задач:

  1. 1.Привлечь внимание государственных структур, институтов гражданского общества и бизнеса к необходимости активного развития  современных технологий  управления;
  2. 2.Сформировать благоприятную правовую базу для разработки, принятия национального стандарта по управлению проектами, и его адаптации к отраслевым спецификам, использую для этого опыт Института управления проектами PMI (США), который пошел по пути специализации и расширил стандарт управления проектами PMBOK, выделив в нем следующие области: управление проектами со стороны правительств – Government extension to PMBOK, управление проектами в строительстве – Construction extension to PMBOK, управление стоимостью – Practice Standard for Earned Value Management, построение иерархических структур работ – Practice Standard for Work Breakdown Structures и др.;

3. Разработать обучающие программы для различных категорий населения (госслужащие, обучающие тренеры и преподаватели, студенты вузов, руководители бизнес структур, НПО, и др.) с использованием: активных методов обучения (Action Learning); методик коучинга и оценки (Coaching and Assessment); взаимного консультирования (Peer to Peer) слушателей; обмена опытом реализации сходных проектов; мастер–классы специалистов – практиков из компаний, внедривших проектное управление или руководителей сложных проектов; интернет-конференций;

4. Создать центры компетенции с целью повышения квалификации специалистов и развития проектного менеджмента при ведущих вузах РК и Академии  госслужбы Казахстана;

5. Создать интернет-портал «Управление проектами» на основе новейших веб-технологий и принципах функционирования социальной  сети;

6. Сформировать системы серитификации по национальному страндарту Управления проектами;

7. Внести в «Государственный реестр профессий Министерства труда и социальной защиты РК» и «Реестр должностей административных государственных служащих» должности «менеджер проекта» и «менеджер программы»;

8. Развивать проектный менеджмент в стране;

9. Разработать отраслевые стандарты, адаптированные к казахстанской специфике, например, Управление проектами в энергетике, горнодобывающей промышленности, металлургии.

 

8. Основные принципы  и правовые основы развития проектного менеджмента

в Казахстане

Основные принципы развития проектного менеджмента  включают:

а) эволюционность и поэтапность развития проектного менеджмента;

б) соблюдение этических норм и правил;

в) синхронизацию процесса развития проектного менеджмента с процессами формирования национальной инновационной системы;

г) приобщение широких слоев населения к современной культуре управления проектами, как инструменту гармонизации  партнерских отношений юридических лиц с одной стороны, работников и работодателей с другой стороны.

Ни одна из общественных структур – участниц процесса продвижения проектного менеджмента не может претендовать на монополизацию  данного процесса  в Казахстане.

Для координации действий всех заинтересованных структур в развитии УП в Казахстане создается Технический координационный комитет по стандартизации Управления проектами.

Правовой основой для начала продвижения проектного менеджмента в Казахстане является действующая законодательная база. В последующем эта база должна быть трансформирована таким образом, чтобы обеспечивался процесс развития проектного менеджмента в РК в направлении его гармонизации с международными стандартами Управления проектам.

 

9. Основные направления и инструменты реализации Концепции развития проектного менеджмента

 

Пути и механизмы реализации Концепции согласуются с ее основными задачами. Для того, чтобы привлечь внимание государственных структур, институтов гражданского общества и бизнеса к необходимости активного продвижения современных технологий управления проектами, в качестве первого и главного шага предлагается на основе данной Концепции разработать План мероприятий Правительства РК по ее реализации.

Обсуждение проекта этого Плана должно осуществляться с широким участием квалифицированных отечественных и зарубежных проектных менеджеров. Для организации обсуждения целесообразно использовать механизм общественных и парламентских слушаний.

Итогом этого процесса должен стать нормативный документ, который определит действия министерств, ведомств, институтов развития, неправительственных организаций и бизнес структур  по развитию проектного менеджмента в Казахстане на период 2010-2020 годов.

 

10. Сроки и этапы реализации Концепции.

Первый этап 2010 – 2011 годы:

  • Разрабатывается План мероприятий Правительства РК по реализации данной Концепции с участием всех заинтересованных сторон;
  • Проводится комплекс международных  мероприятий (конференций, форумов, симпозиумов) с широким привлечением зарубежных специалистов и казахстанских структур, работающих в области продвижения проектного  управления;
  • При Комитете по техническому регулированию и стандартизации РК создается Технический комитет по стандартизации управления проектами, включающий представителей всех министерств и ведомств, задействованных в реализации ГПФИИР, а также профессиональных объединений, участвующих в развитии проектного менеджмента;
  • Казахстан становится страной – участницей разработки международного стандарта Управления проектами;
  • Разрабатывается и внедряется национальный стандарт Управления проектами, гармонизированный с международными стандартами Управления проектами;
  • В министерства, ведомствах, институтах развития РК все программные документы приводятся в соответствие с национальным стандартом УП и концепциями проектного управления;
  • Создаются центры  компетенции при Академии госслужбы РК и ведущих вузах  страны, в которых осуществляется подготовка топ-менеджеров;
  • Запускается процесс аккредитации международными центрами проектного менеджмента казахстанских учебных программ, связанных с подготовкой специалистов в области управления проектами по специальностям 06М051800 (магистратура) и 06D051800 (докторантура);
  • Формируется потенциал преподавателей вузов и обучающих тренеров по дисциплине  «Управление проектами»;
  • Увеличивается государственный заказ на подготовку магистров и PhD по специальности «Управление проектами», объемах, соответствующих потребностям реализации программы ГПФИИР;
  • Ведется широкомасштабная популяризация применения практик управления проектами.

Второйэтап 2012 – 2014 годы:

  • Активно внедряется национальный и отраслевые стандарты Управления проектами во все сферы жизнедеятельности государства и общества;
  • Создаются центры сертификации с участием экспертов международных центров проектного менеджмента, и аккредитуются новые международные центры тестирования Prometric, VUE;
  • Разрабатывается и внедряется национальный стандарт технологической зрелости организаций, предприятий, компаний в соответствии с международными нормами, на основе моделей OPM3 PMI и CMMI SEI, как наиболее отработанных и имеющих многочисленные истории успеха.
  • Повсеместно внедряется дисциплина  «Управления проектами» на основе национального и отраслевых стандартов в вузах и расширяется сеть Центров компетенций.
  • Формируются заказы конкретных предприятий на подготовку и переподготовку кадров по специальности «Управление проектами». При этом государство поддерживает такие статьи расходов и мотивирует их налоговыми вычетами или другими способами;
  • Третий этап 2015 – 2020 годы.
  • Развитие проектного менеджмента в стране обретает системный и необратимый характер.
  • Вносятся текущие изменения в национальные и отраслевые стандарты УП, стандарты технологической зрелости предприятий, организаций и компаний в соответствии с тенденциями развития методологии Управления проектами, которые перманентно уточняются международными центрами компетенций.

Заключение

В результате реализации Концепции в стране эффективно заработают механизмы активизации продвижения проектного менеджмента. Произойдет развитие социально-экономической, организационной, нормативно-методической базы, способствующей продвижению современных технологий управления проектами в стране. Управление проектами сформируется как важная отрасль профессиональной деятельности. Программа ФИИР буде обеспечена в необходимом объеме высококвалифицированными топ-менеджерами, руководителями и членами команд проектов.

В вузах начнется подготовка специалистов в области управления проектами и стратегического планирования, что создаст прочную основу для устойчивого функционирования национальной инновационной системы. Будет создана мощная креативная масса специалистов для создания прорывных инновационных проектов в бизнесе, науке и образовании.

Различные категории участников проектно - ориентированной деятельности получат ряд преимуществ:

1.Инвесторы – повышение прозрачности государственных и частных проектов; снижение и контролируемость рисков; расширение инвестиционных возможностей; экономию инвестиционных ресурсов за счет повышения эффективности использования средств проектов; увеличение степени возврата инвестиций.

2.Руководители и собственники компаний смогут повысить конкурентоспособность и обеспечить рост активов; минимизировать издержки; получить дополнительную прибыль и улучшить управляемость компаниями.

3.Государство получит возможность для четкого планирования и реализации проектов и программ, контроля за расходованием средств и ресурсов; снижения рисков, обеспечения прозрачности; снижения расходов бюджетов всех уровней; повышения эффективности государственного управления; сокращения возможности коррупционных нарушений; повышения экономической безопасности, эффективности инновационной и инвестиционной деятельности.

4.Общество получит рост вложений в социальный сектор со стороны республиканского и местных бюджетов; улучшение качества жизни? Повышение доверия населения государству.

В целом гармонизируются отношения между институтами гражданского общества, государственного управления и бизнесом. Будут созданы предпосылки для перехода к качественно новой фазе внедрения современных методов управления, основанных на самых новейших достижениях мировой экономической и управленческой мысли.

При этом проектное управление станет основой междисциплинарного  подхода, использующегося в государственном и общественном управлении, экономике и бизнесе, науке и образовании, социальной и общественной сфере. Что приведет к качественным изменениям в управлении на всех уровнях государства и общества и даст шанс устойчивого и контролируемого развития Республики Казахстан в меняющемся мире.



[1] Труды I съезда инженеров Казахстана, Алматы, КазГосИНТИ, 1993

[2] Свод знаний ANSI PMBOK PMI

[3] Стратегия  индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 – 2015 годы, утвержденная Указом Президента РК от 15 мая 2003 г., № 196.

Просмотров: 15950 Автор: Super User

РК, г. Алматы, пр. Абылай хана, 79, офис 306

РК,г.Астана, ул.Пушкина,11, офис 113

© 2014 Союз проектных менеджеров Республики Казахстан

The Registered Education Provider logo, the Registered Consultant Program logo, PMBOK, PMP, CAPM, PgMP, PMI-RMP, PMI-ACP, PfMP, PMI-SP, стандарты PMI являются зарегистрированными марками Института Управления Проектами